ROI, ROMI, ROAS: что значат и чем отличаются эти показатели
Если компания вкладывает деньги только в развитие, но не зарабатывает, это тревожный знак. Метрики ROAS, ROI, ROMI нужны, чтобы оценить эффективность инвестиций в бизнес и отдельные направления работы, увидеть слабые стороны и принять правильные решения для смены стратегии.
Каждый показатель подходит для разной степени обзора компании: ROI — полная оценка успешности вложений, учитывает все доходы и расходы, ROMI считается при работе с маркетингом, ROAS применяют для отдельных рекламных кампаний.
Метрики часто путают, поэтому в статье разберём, что значит, чем отличается, зачем нужна каждая, а также как посчитать ROAS, ROI и ROMI правильно.
Что такое ROI
ROI — это показатель окупаемости инвестиций в бизнес, то есть, сколько заработано с каждого вложенного рубля. ROI формула учитывает затраты на создание, обслуживание и продвижение продукта: от закупки материалов и зарплат до бюджета на рекламные кампании.
Зачем и как посчитать ROI
Расчёт ROI важен для оценки рентабельности бизнеса: окупаются ли вложения и есть ли с них прибыль. С низкими показателями принимается решение о закрытии убыточных проектов или смены стратегии маркетинга и всего направления развития компании. ROI спасает от пустой траты бюджета и указывает, куда вложить средства, чтобы получить лучший результат.
Формула ROI (%):
Считается за определённый период, в который не было резкой смены обстоятельств: скачка цен, новых поставщиков и так далее. Доходы в формуле — это заработанные деньги компанией, к расходам относят издержки и инвестиции.
Также промежуток времени для расчёта зависит от длительности цикла продажи.
Какой ROI считается хорошим: обычно результат выше 0% — вы получили прибыль. Ниже этой цифры значит, что бизнес теряет деньги. Ровно 0% ROI говорят о том, что бизнес окупил вложения, но ничего не заработал.
Пример. Магазин спортивной одежды в сентябре потратил 600 000 рублей на обновление коллекции одежды, выплатил зарплату сотрудникам 300 000 рублей, купил рекламу на 200 000 рублей. В этом месяце продажи магазина составили 1,5 млн рублей. ROI = (1500000-1100000)/1100000=36%. Это невысокое значение, однако при этом затраты окупились полностью, и деятельность магазина в сентябре принесла прибыль.
Как повысить ROI
- Проверьте эффективность маркетинговых каналов и отключите/скорректируйте те, которые приносят низкий результат.
- Поработайте с целевой аудиторией: возможно, приходят некачественные лиды, потому что вы обращаетесь в рекламе не к тем людям.
- Соедините продажи и маркетинг, если есть проблемы с доставкой информации и несогласованность. Иногда успешная рекламная кампания сводится на нет, если отдел продаж не отрабатывает лиды.
- Пересмотрите цели бизнеса и проверьте их на реалистичность. Завышенные планы при недостаточных ресурсах не принесут результата.
Что такое ROMI
ROMI — это показатель окупаемости затрат на маркетинг: рекламы, акции, мероприятия и другие маркетинговые активности. Считается также для отдельных каналов, например, рассылок в мессенджеры или email, для контекстной рекламы и так далее.
Зачем и как посчитать ROMI
Показатель важен для оценки эффективности продвижения. С ROMI у бизнеса более широкий взгляд на маркетинг. Если оценивать поверхностный результат (количество кликов, заявок и т. д.), можно решить, что компании успешные. Но после подсчёта окупаемости инвестиций окажется, что на маркетинг тратится больше денег, чем с него зарабатывается.
Как считается ROMI:
ROMI формула напоминает расчёт ROI, но здесь учитываются только расходы на маркетинговые инструменты.
Пример: компания для продвижения продукции запустила контекстную рекламу стоимостью 220 тысяч рублей, 70 тысяч рублей обошлась ей email-рассылка и 60 тысяч рублей было уплачено инфлюенсеру. В текущем месяце доход компании составил 320 тысяч рублей. ROMI равно (320000-350000)/350000= -8,75%.
Какой ROMI считать хорошим: больше 0% — окупаемость инвестиций, менее 0% говорит о том, что затраты превышают доход. 0% показывают, что инвестиции выходят «в ноль». В примере выше инвестиции не компенсируют затраты.
Как повысить ROMI
- Упростите продажу для пользователя: уберите лишние шаги в рекламе и на сайте. Пусть заинтересованный лид быстрее доходит до кнопки «Купить» без заполнения десятков полей и подтверждений.
- Проверяйте эффективность каналов и отдельных рекламных кампаний: не стоит вкладываться в те, которые не работают. Всегда ищите пути оптимизации работы с рекламой, сайтом — тестируйте гипотезы и смело отказывайтесь от неудачных решений. Вкладывайтесь больше в приоритетные каналы, которые приносят доход.
Контроль за эффективностью маркетинга повышает надёжная система управления данными. Altcraft Platrorm автоматизирует работу с рекламой, собирает информацию из разных источников в едином профиле, поэтому компания знает всё о клиентах. В итоге маркетологи принимают правильные решения и выбирают выгодные стратегии.
Что такое ROAS
ROAS — показатель окупаемости инвестиций, которые бизнес тратит на рекламу. Таким образом проверяется, сколько денег вернулось из вложенных в отдельные кампании или каналы. ROAS формула включает доходы от рекламы (за счёт клиентов, которые увидели объявление, прошли по ссылке и купили) и сумму затрат на кампанию (обычно стоимость рекламы на площадках и без учёта работы специалиста).
Зачем и как посчитать ROAS
ROAS — это метрика, которая указывает на эффективность конкретной рекламной кампании или канала продвижения. Можно оценить отдельные стратегии и приёмы, чтобы убрать неудачные и выделить больший бюджет на успешные. То есть ROAS нужен для принятия решений в конкретных маркетинговых действиях, а не для всей стратегии, как с ROMI.
Как посчитать ROAS:
Считается общий показатель для кампании или с отдельных объявлений.
Пример. Интернет-магазин запустил рекламную кампанию ВКонтакте и произвёл email-рассылку. Расходы на рекламу ВКонтакте составили 60 000 рублей, а полученный доход — 130 000 рублей. Рассылка стоила компании 20 000 рублей, а доход получился 90 000 рублей. ROAS рекламной кампании в ВКонтакте равен 130000/60000=216,7%. А ROAS email-рассылки равен 90000/20000=450%. Возможно компании стоит увеличить расходы на рассылку, поскольку она приносит больше прибыли на каждый вложенный в рекламу рубль.
Какой ROAS считается хорошим: здесь принцип отличается от ROI и ROMI. ROAS считается хорошим, если его значение выше 100%. В противном случае инвестиции в рекламу не окупаются.
Как повысить ROAS
- Смените креативы и офферы рекламных кампаний, которые работают неэффективно. Проверьте их через тестирование.
- Уберите каналы, которые приносят незначительный результат.
- Найдите слабые стороны в воронке продаж и проработайте места, где теряются лиды.
- Проверьте эффективность сайта: понятность, скорость работы и прочее.
Различие ROI, ROMI и ROAS
Метрики похожи, но отличаются по масштабности: одни показывают бизнес глобально, другие более детально. Сравним в таблице.
Различия | ROI | ROMI | ROAS |
---|---|---|---|
Считаем окупаемость… | бизнеса | маркетинга | отдельных кампаний |
Нужна для… | изменения общей стратегии бизнеса и отдельных направлений | проверки эффективности и корректировки маркетинговых стратегий | изменения или отмены рекламных кампаний |
Какие затраты считаем… | все (на создание, обслуживание и продвижение продукта и так далее) | только маркетинговые | только на бюджет отдельных кампаний |
Формула | (Доходы − Расходы) / Расходы * 100% | (Доход − Затраты на маркетинг) / Затраты на маркетинг * 100% | Заработанные деньги от рекламы (доход) / Вложения в рекламу * 100% |
Что важно при работе с ROI, ROMI и ROAS
- Учитывайте контекст метрик: обращайте внимание на обстоятельства (условия рынка) и не рассматривайте показатели изолированно.
- Собирайте точные и полные данные для правильной аналитики. Выберите удобную систему для управления информацией.
- Правильно определяйте период расчёта, который зависит от длительности продажи: чем дольше сделка, тем больше отрезок времени.
Резюме
ROAS, ROI, ROMI — показатели, которые с разной степенью раскрывают эффективность вложений в бизнес: окупаются ли деньги, которые тратятся на его развитие. ROI относится к более глобальным и общим метрикам и учитывает возврат инвестиций после подсчёта всех вложений: от затрат на производство продукта до рекламы. ROMI раскрывает эффективность маркетинговых вложений. ROAS отвечает за окупаемость затрат в отдельные рекламные кампании.
Метрики подсказывают, что поменять в работе компании. ROI нужна для корректировки общих стратегий. ROMI считают, чтобы скорректировать маркетинг. ROAS — что делать к конкретными объявлениями, рассылками и другими способами продвижения.
Важно рассматривать все метрики в контексте с другими данными бизнеса и пользоваться системами аналитики.
У нас появился Telegram-канал. Там вы найдёте самые интересные тренды и новости в сфере маркетинга и технологий. Подписывайтесь и будьте в теме вместе с нами!
Вам может быть интересно:
В статье рассказываем, зачем страховым компаниям нужна автоматизация маркетинга, и делимся пятью рабочими стратегиями автоматизации в этой сфере.
Читать далееВ новой статье рассказываем, как компания «Открытие Брокер» полностью автоматизировала свой маркетинг с помощью платформы Altkraft Marketing.
Читать далееПеревели статью Talkwalker о лучших маркетинговых digital-стратегиях для сферы финансовых услуг. О том, как продвигать банки, страховые и брокерские компании, читайте в нашей статье.
Читать далее